Использование промышленных территорий в качестве части городского пространства не новая или единичная инициатива. Мировой опыт удачной реновации промышленных зон демонстрирует возможность превращения заброшенных территорий в офисные, общественные и даже жилые кварталы как в небольших городах, так и в крупных мегаполисах.
Для Украины, и особенно Киева, реновация промышленных зон особенно важна, поскольку места под застройку осталось крайне мало. В свою очередь заброшенные огромные территории как в центре, так и других районах города, просто простаивают и постепенно разрушаются.
Почему заводы и склады строились в центре Киева?
Исторический центр города занимает очень небольшую территорию. Соответственно складские помещения, фабрики и заводы строились на окраинах города, ареал которого был еще сто лет назад значительно уже. С ходом времени Киев развивался, границы его росли и жилые кварталы росли вокруг промышленных зон.
В советский период промышленное развитие города снова стимулировало строительство новых заводов-гигантов со своими производственными и административными территориями, которые обеспечивали до 90% рабочих мест. Сегодня же и эти районы снова обросли жилой застройкой со своей собственной инфраструктурой и транспортной развязкой. В свою очередь с затуханием производства, частичной или даже полной приостановкой мощностей эти промышленные зоны образовали большое количество серых пятен на карте столицы.
В Киеве, как и в других городах нашей страны, такие территории составляют порядка 10% площади всего города, когда согласно европейских норм эта цифра не должна превышать 4%. По предварительным подсчетам только в столице порядка 2 тысяч гектаров может быть застроено или реструктуризировано.
Как сдвинуть процесс развития города
Вполне удачные примеры реновации и превращения буквально развалин и заброшенных территорий в общественные пространства есть не только у других стран. За последние десятилетие более десятка промышленных объектов в Киеве были адаптированы под музеи, выставочные центры и площадки для городских фестивалей. Среди них арт-завод Платформа, Мистецький арсенал, Stockholm Studios, арт-кластер Довженко-центр, ВДНХ, арт-кластер Выдубычи, G13, арт-центр Closer.
Команда Partner Design с удовольствием подключилась к процессу сознания современного облика города и разработала проект реновации территории Музея транспорта в Киеве.
Музей находится в Соломенском районе столицы на земельном участке площадью 3,78 гектара. Несмотря на то, что территория находится в 10 километрах от центра города, окружение музея только способствует скорейшему преображению.
На сегодняшний день район активно преображается. Значительные территории меняют свое предназначение с промышленной на офисные и жилые функции. На улице Николая Василенка, где базируется музей, и близлежащих Машиностроительной улице, бульваре Вацлава Гавела происходит активная застройка – появляются как жилые комплексы, так бизнес центры и офисные здания.
Параллельно происходит активное расширение инфраструктуры в этом месте. Появляется необходимость размещения заведений общественного питания, магазинов, прогулочных зон, мест для проведения мероприятий, поскольку общая тенденция к изменению целевого использования территорий будет продолжаться.
В километровой зоне вокруг музея находятся практически все виды наземного транспорта. В нашем случае это крайне удачное расположение, поскольку налаживать дорожную инфраструктуру с нуля нет никакой необходимости. Все для удобства доступа как на машине, так и общественным транспортом уже присутствует.
Еще одно преимущество месторасположения Музея транспорта – удобство и простота использования в будущем рекламы, баннеров и вывесок для привлечения посетителей. Своей границей музей выходит на улицу с основным пассажиропотоком, именно здесь планируется создание основной презентационной зоны. На первом этапе она как минимум привлечёт и обратит внимание к музею всех прохожих, а в последствии вызовет заинтересованность и повлияет на улучшение посещаемости.
Согласно нашей задумке вся территория музея поделена на пять частей:
- зона коммерции (пассаж) для размещения инвестиционно-привлекательных объектов. Также является зоной основного входа;
- зона экспозиции под открытым небом;
- тихая зона для размещения гостей музея и lounge кафе;
- территория реставрации экспонатов;
- многофункциональная зона.
Назначение зданий четко распределено, что позволило нам функционально зонировать территорию. При этом проект предусматривает плавное перетекание одной зоны в другую, чтобы посетителям комфортно и удобно было передвигаться и знакомится с экспонатами. Три выставочных зала, админ-здания, кафе-фудкорты, ремонтные боксы и гостевое здание с конференц-залом и хостелом.
Транспортная структура зоны Музея транспорта построена таким образом, чтобы минимизировать возможность пересечения человеческих и транспортных потоков. На территорию заведена ветка трамвайных путей, которая используется для въезда экскурсионного трамвая и трамвайной экспозиции.
Въезд в музей для автомобилей происходит в многофункциональную зону и дополнительно из переулка Радищева.
Согласно нашему проекту реконструкция музея поделена на три этапа.
В первую очередь запланировано обустройство многофункциональной зоны, которая может использоваться в зависимости от необходимости. Тут возможно сезонное функционирование спортплощадок или ледового катка, мобильного детского картинга, проведение авто соревнований или выступлений, организация разного рода фестивалей или небольших концертов. Кроме того, это еще и зона интерактивных экспонатов. Тут предусмотрено размещение основной экспозиции – большого габаритного общественного транспорта (автобусы, трамваи, троллейбусы). Все машины будут размещены таким образом, чтобы посетители могли не только увидеть транспорт различных годов, но и оказаться на месте пассажиров или водителя.
В качестве второго этапа мы определили привлечение инвестиций за счет обустройство зоны для коммерции. Площадка для фудкорта, уютные кафе и ресторан, а также сувенирные магазины способны не только обеспечить комфорт пребывания для посетителей музея, но и привлечь на территорию жителей близлежащих кварталов и офисных работников. Параллельно будет проводиться реконструкция и обустройство боксов открытого типа для реконструкции музейных экспонатов. Посетители смогут вживую наблюдать все этапы восстановления и ремонта транспорта.
В последний этап реновации музея запланированы обновление административной зоны и еще нескольких выставочных павильонов. Экспозиционные залы открытого и закрытого типов, открытая трамвайная экспозиция, павильон легковой техники ретро авто, зал ремонтной и обслуживающей техники разных десятилетий, а также военной техники. Экспозиция ретро авто особенно интересна, поскольку показывает эволюцию и изменение украинского общественного транспорта начиная с 50-х годов.
Киевпастранс довольно часто проводит внутренние конференции и форумы, на которые съезжаются участники со всей Украины. Поэтому решили развивать Музей не только как общественную, но и как бизнес площадку. В одном из административных зданий запланировано создание комфортабельного зала для конференций и переговоров. Его удобно будет использовать не только для собственных нужд, но и для сдачи в аренду. В том же здании предусмотрен современный хостел для размещения иностранных и иногородних участников мероприятий.
Надеемся, что после реализации этого проекта Музей транспорта получи новую жизнь и станет еще одним любимым местом для отдыха как детей, так и взрослых.